Четверг, 27.06.2019, 10:01

Протасовская основная общеобразовательная школа

Разделы меню
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа профилактики экстремизма

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Протасовская основная общеобразовательная школа

муниципального образования Дубенский район

 

 

Программа

 

Профилактика экстремизма,

 гармонизация межэтнических и  межкультурных

отношений, укрепление толерантности  в школе

 

Протасово

2012

Актуальность проблемы:

В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы.

Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры,  уважения прав других, непохожих на тебя, людей.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и ведет от  культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего,  активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.

Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации.  Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.

Цель программы - формирование культуры толерантности.

Задачи:

- акцентирование толерантности в содержании учебного материала;

-получение учащимися прочных знаний о толерантности в контексте всей совокупности общественных отношений, ее месте в системе ценностей, обеспечивающих самосохранение и позитивное развитие общества;

- введение в практику обучения в рамках образовательных стандартов базовых ценностей толерантности;

- методическое обеспечение введения в практику методик измерения уровня толерантности;

- формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;

- развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях;

- закрепление толерантных ценностей на личностном уровне педагога и ученика.

Базовые установки и ценности толерантности:

- понятия «сходства и различия» вещей, животных, людей: «единство и многообразие» качеств, мнений, возможностей;

- понятие поликультурного мира;

- понятие доброты, милосердия, опеки над слабыми, взаимоуважения;

- понятие культуры мира и ненасилия;

- умение «видеть и замечать», «слушать и слышать», принимать право других быть     непохожим на тебя;

- умение считаться друг с другом и работать в коллективе, не теряя свою индивидуальность;

- предпочтение сотворчества и содружества авторитарному стилю партнерства;

- недопустимость расовой, этнической и иной дискриминации, ущемление чьих-то прав,

нетерпимости;

- основные положения Конвенции о правах ребенка и правах человека.

Программные методы достижения цели и решения задач

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

1. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в этноконфессиональных отношениях.

2. Разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.

3. Разработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию мигрантов в петербургское сообщество.

4.  Усиление роли педагогического сообщества и родительской общественности в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.

5. Использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной среды и успешного включения мигрантов в поселковое сообщество.

6. Систематический сбор и анализ данных о ходе выполнения программы.

Основными формами деятельности в рамках реализации программы являются:

  • проведение уроков и внеклассных мероприятий по воспитанию культуры толерантности, укреплению толерантности и профилактике экстремизма;
  • проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
  • проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в поселковых и районных мероприятиях и акциях;
  • организация тематических экскурсий в музеи, к памятникам истории и культуры.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2012-2016 гг.:

I этап (2012 г.)

- разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия;

- изучение и использование имеющегося положительного опыта социальной интеграции, культурной и языковой адаптации мигрантов;

- мониторинг реализации программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий;

- широкое информирование участников образовательного процесса о целях, задачах и содержании программы через  общешкольную конференцию, Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления;

- привлечение внимания к целям, задачам и содержанию программы представителей органов местного самоуправления, работников образовательных учреждений и учреждений культуры;

- проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.

 

II этап (2013-2016 гг.)

- реализация системы мероприятий по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий;

- совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы;

- внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации детей мигрантов в образовательное сообщество;

- мониторинг осуществления программы;

- обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.

Нормативно-правовая база программы

1. Конституция Российской Федерации.

2.Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909; «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114 – ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» ( в ред. от 29.04.2008 № 54-ФЗ)

3.Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ

4. Декларация принципов толерантности и Декларация о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций.

 

Контроль над  реализацией программы

Управление и контроль над реализацией программы осуществляют:

заместитель директора по ВР, заведующая библиотекой, педагог-психолог

 

Ожидаемые результаты

В результате осуществления программы ожидается:

  • интеграция в образовательном пространстве школы представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям,   направленным на распространение культуры интернационализма, согласия,     национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
  • формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ; интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
  • укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
  • создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.

 

Программа